ОТ СУБКУЛЬТУРЫ К КОНТРКУЛЬТУРЕ, ОТ КОНТРУКУЛЬТУРЫ К РЕВОЛЮЦИОННОМУ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ.

пятница, 1 июля 2011 г.

О товарном фетишизме.

Хорошая статья: "товарный фетишизм и отчужденный труд" от активистов российской марксистской группы Рабочее Действие:
"Открытое Марксом явление “товарного фетишизма” не исчерпывается изложенным здесь: при капитализме фетишизм выступает как актуальная объективная основа всего здания идеологических отношений в обществе, включая религию, право, искусство и отношения нравственности. В этом смысле учение о товарном фетишизме – как составная часть исторического материализма – имеет принципиальное значение для изучения идеологических отношений в нашем обществе.
Более подробное рассмотрение этого вопроса – задача другой статьи. Цель этих заметок – дать краткое изложение наиболее интересных тем в «Капитале», по ходу его изучения в «Марксистском кружке».
Фетишизм (от франц. Fetiche – идол, талисман),
культ неодушевленных предметов – фетишей,
наделенных, по представлениям верующих,
 сверхъестественными свойствами.

Четвертый пункт первой главы “Капитала” (I том), который называется “Товарный фетишизм и его тайна” является едва ли не самым знаменитым во всем марксовом исследовании капиталистического общества. Дело в том, что именно здесь, хотя и очень сжато, Маркс дал изложение того, как объективные законы товарно-капиталистического производства отражаются в головах людей. Отдельного подробного исследования этого вопроса, насколько я знаю, Марксом и Энгельсом не проводилось, и, несмотря на то, что во многих своих работах они делают ценные замечания по этому поводу, природа товарного фетишизма наиболее четко и научно раскрыта именно в “Капитале”.

Как следствие господства овеществленного труда над трудом живым, с товарным фетишизмом непосредственно связано отчуждение труда. При капитализме вещи (товар) довлеют над человеком, превращают его в объект эксплуатации и как вампиры высасывают из него прибавочную стоимость, отчуждая от процесса и результата его собственного труда. Откуда возникает это магическое, господство вещей над людьми, показано Марксом в его исследовании (“Капитал”) процесса производства прибавочной стоимости. Поэтому в рамках марксистского кружка нами были объединены две эти темы для обсуждения. 
 К 21 веку человечество многого достигло, критическая и творческая мысль проникла в самые отдаленные и темные уголки окружающего мира, в покорении природы люди добились захватывающих воображение результатов. Но, несмотря на то, что мы научились посылать спутники к другим планетам, использовать в своих целях огромную энергию, перекроили и перестроили всю планету, - несмотря на это, отношение людей к их собственному общественному бытию по-прежнему находится где-то в области “коллективного бессознательного”. То есть, господствующий над природой человек при современном нам капитализме – это раб его собственных общественных сил. Чем дальше идет его “господство над природой”, тем очевиднее эта деспотия общественной системы: человек только потому может покорить природу, что сам несвободен внутри общества. Откуда это противоречие?

В обществе правит капитал и диктует людям свои законы. Вместо того, чтобы, разумно используя природные и трудовые ресурсы, создавать согласно разработанному плану вещи, удовлетворяющие потребности людей, человечество находится во власти рыночной стихии и подчиняется законам капиталистического накопления. Вместо того чтобы контролировать процесс производства, мы сами находимся под его контролем!

Основой этого антагонизма разума и технического - и вообще исторического – прогресса, как показано Марксом, выступает тот определенный способ производства, условием которого является эксплуатация наемного труда для создания прибавочной стоимости. Это капиталистическое товарное производство.

Все продукты в современном обществе производятся как товары, и именно в товарной форме производимых человеком вещей заключается тайна товарного фетишизма. “На первый взгляд – пишет Маркс – товар кажется очень простой и тривиальной вещью. Его анализ показывает, что это – вещь, полная причуд, метафизических тонкостей и теологических ухищрений”.

Как потребительная стоимость товар не представляет собой ничего загадочного, благодаря своим свойствам он призван удовлетворять те или иные потребности людей. Совершенно естественно, что люди, изменяя вещество природы, приспосабливают его для своих нужд. Стол служит для того, чтобы за ним сидеть, машина, чтобы передвигаться, телефон, чтобы переговариваться на расстоянии и т.д. Но помимо своих естественных свойств, вытекающих из их физической природы и потребительных для человека свойств, товары обладают и “мистическими свойствами”. Стол начальника – это не стол подчиненного, даже если по своей сути они идентичны, Ролс-Ройс несомненно обладает лучшими потребительскими качествами чем скажем BMW, но людям ездящим на таких машинах по большому счету безразличны ее технические преимущества, здесь дело в престиже. Про сотовые телефоны, думаю, хорошо известно всем. Большинство функций телефона за 15 000 руб., вообще никому не нужны, но доставая из кармана такую “крутую” вещь – чувствуешь себя на высоте…На высоте чего? На высоте общественного положения!

Получается, что вещи начинают командовать людьми. Люди оценивают друг друга в зависимости от ценности вещей, которыми они обладают, ищут такую работу, которая позволит им больше приобретать, они готовы делать то, что им совершенно не нравится, тратить весь свой досуг и здоровье, лишь бы “обрасти” нужными вещами. Продукты человеческого труда приобретают в глазах людей сверхъестественную силу - способность давать власть и угнетать, дарить радость и любовь, эксплуатировать и приносить доход.

Силой, которая принуждает человека к чрезмерному труду представляется сами вещи, но отнюдь не общественные отношения одних людей к другим. Сколько раз я слышал от своих коллег: “Достали меня эти бумаги (чайники, шпалы, станки и т.д.)”. Можно подумать, что продавцов бытовой техники, к примеру, эксплуатируют чайники, а не хозяева фирмы! Прибыль, которую получает капиталист, представляется продуктом средств производства, а не неоплаченным трудом рабочих. Когда вкладываются деньги в банк, проценты по вкладам, кажутся результатом таинственной “деятельности” самих денег.

На самом деле дело здесь конечно не в сверхъестественных свойствах товаров, а в общественной организации деятельности людей. По сути своей труд при капитализме является общественным трудом, но частная собственность, разделяя товаропроизводителей ведет к тому, что они выступают как независимые агенты рынка, и только в анархичной стихии рыночного товарообмена, в условиях жесткой конкуренции труд получает общественную оценку. Каждый производитель действует на рынке самостоятельно, и на свой страх и риск решает Что, Как и для Кого ему производить. При этом, его прежде всего интересует, сколько чужих продуктов можно получить за свой. Так как стоимость товара - это застывший в них труд людей, то при товарообмене присваивается не просто вещь с ее полезными свойствами, но чужой труд. Поэтому обладая вещами, человек, по сути, обладает трудом других людей. Чем больше товаров находится в его частной собственности, тем большим господством над другими людьми он обладает.

Формально, на поверхности явления, представляется, будто каждый агент рынка, будь то рабочий или капиталист, действует совершенно независимо от других, но, вынося свой товар на рынок, попадает под действие объективных законов, определяющих в какой пропорции будет обменен его товар на другие товары, найдет ли его товар покупателя, какая зарплата будет у рабочего и т.д. и т.п. Представляется, будто в самой природе товаров заключается их стоимость, и в их власти находятся судьбы людей.

При капиталистическом производстве потребительная стоимость товара интересует производителя лишь с точки зрения условия для реализации меновой стоимости - чтобы быть проданным, товар должен удовлетворять какую-либо потребность покупателя. Если, допустим, такой потребности нет, капиталистами используются сотни уловок, чтобы создать искусственный спрос, внушить покупателю, что этот товар ему жизненно необходим, всучить потребителю свой товар. Вы задумывались, когда-нибудь, какие огромные средства тратятся на рекламу и “продвижение” товаров? А ведь это все трудовые ресурсы общества, которые могли быть использованы на куда более полезные вещи.

Но при капитализме человек отчуждается как от процесса труда, так и от его результата, и в большинстве случаев совершенно не задумывается над тем, что он производит и какую роль играет его труд в общественном производстве. Когда рабочий нанимается на работу, его интересует зарплата. Он действует как “независимый” товаровладелец, обменивая свою рабочую силу на деньги, и после того, как он продался капиталисту, его труд, как и его продукты, более не принадлежат ему.

Не в компетенции рабочего решать что производить, сколько производить и что потом делать с произведенным продуктом. Его дело выполнять команды капиталиста. Поэтому и труд для него не является радостью, не является потребностью, способом самореализации и “свободной игрой физических и интеллектуальных сил”. Для большинства людей работа – это лишь способ зарабатывания денег, и относятся они к ней соответственно. По окончании рабочего дня от труда бегут. Когда рабочий производит что-то, его не интересует дальнейшая судьба продукта его труда, он не видит общей картины в целом, а трудится как маленький винтик общественного производства и процесса обмена. Когда человек работает, он не принадлежит самому себе. Средства производства представляются ему чуждой силой, принуждающей его к чрезмерному труду, а продукт им произведенный мало интересует рабочего, так как не принадлежит ему. Это ведет к пьянству, деморализации, апатии, атомизации общества.

Преодоление товарного фетишизма возможно только с ликвидацией частной собственности. Только когда будет устранено противоречие, при котором продукты труда, являющегося общественным, присваиваются частными собственниками на средства производства, когда общественное производство распадается на отдельные операции “независимых” друг от друга агентов… рынка, – только тогда будет сдернуто таинственное “туманное покрывало” товарного фетишизма."
Mikebitov

Комментариев нет:

Отправить комментарий